Из истории музея.
Первый музей появился в Кологриве в 1914 году. Этот музей был создан прежде всего для учителей народных школ. В 1918 году открыт музей Кологривского дворца Пролетарской культуры по инициативе председателя уездного Пролеткульта Ф. С. Чумбарева-Лучинского. Заведующий музеем был Н. И. Ладыженский. Это был первый уездный музей в Костромской губернии. В 1920 году по инициативе членов Кологривского отделения научного Общества В.П.Чистякова и К.П Счастливцева в Кологриве открылся еще один музей – краеведческий или «местного края».Первое время музей размещался в доме Чистякова, а затем во флигеле бывшего начального училища. В 1922 г. музей стал художественным, руководство перешло к Счастливцеву К.П., преподавателю естествознания, зав. Отделом народного образования. В1925 г. музей перевели в каменное здание по Загородному проспекту, прежде принадлежавшее купцу Макарову, где и находится по сей день. Кологривский музей – визитная карточка города.
C чьей-то легкой руки бытует мнение: «Город, где есть вокзал, но нет железной дороги» - так говорят о Кологриве. Дело в том, что в 1871 – 1895 гг. готовился проект строительства железной дороги Вологда – Вятка (ныне Киров) через Кологрив.Авторов проекта поддерживало земство и интеллигенция. Но купцы лесопромышленники пользовались бесплатной естественной дорогой: с ранней весны до поздней осени по реке Унже сплавлялся лес. Судьбу противостояния решил купец Сипягин, егермейстер царского двора, который был заинтересован в поставках леса на строительство дороги. Трассу утвердили через Буй. В 1906 г. открылось движение поездов по этой дороге.
Как раз в эти годы Кологривский купец Г.В.Макаров задумал строить себе дом, похожий на рыцарский замок, какой он видел в Эстонии. Проект заказали известному архитектору Рербергу. Место было болотистое, и строить не разрешили. Но Макаров пообещал, что если железная дорога пройдет через Кологрив, то он отдаст этот дом под вокзал. Болото осушили. Дом построили. А железную дорогу кологривчанам так и не суждено было увидеть.
Кологривский музей – богатейший музей Костромской области. Хорошей основой для открытия музея послужили художественные произведения и коллекции художника-академика Геннадия Александровича Ладыженского, привезенные им из Одессы на родину в 1914 г. Уже тогда был открыт частный художественно-исторический музей. Большую работу по описанию картин и экспонатов коллекции проделал племянник Геннадия Александровича – Николай Иванович Ладыженский. В 1923 г., по инициативе Кологривского научного общества, была открыта выставка произведений Г.А.Ладыженского, где было 277 картин (преимущественно акварельные работы), много видов Кологривского уезда.
Поражают своим богатством коллекции оружия разных времен и народов: сабли, мечи, кинжалы, пистолеты, ружья, мушкеты, пищали, палицы, булавы, доспехи, щиты и секиры, сабли турецкие и кавказские. Приобрел Ладыженский и саблю, принадлежавшую ранее его земляку, декабристу и писателю, другу Пушкина и Грибоедова – Павлу Александровичу Катенину. В 28 лет он стал полковником, но вскоре был уволен в отставку и по «высочайшему повелению» выслан в свою деревню. Он был членом «Союза спасения» и членом тайного Военного общества. Годы ссылки провел в усадьбе Шаево и в Кологриве. В 1833 г. снова отправился на военную службу на Кавказ. В 1838 году уволился из армии в чине генерал-майора и вернулся в Кологривские места. С Кавказа он привез с собой саблю с рукоятью из слоновой кости, с головкой из серебра с чернью, ножны очень тонкой работы. Сабля Катенина одна их самых дорогих реликвий в коллекции Ладыженского.
Ведущее место в коллекции принадлежит художественным произведениям. Это – масляная живопись, акварели, рисунки – роботы российских и западно-европейских художников: Крамского, Боровиковского, Боголюбова, Шишкина, Федотова, Брюллова, Невзорова, Иванова, Ряпушкина и др. Для коллекции Ладыженского отведены три экспозиционных зала.
В 70-е годы в центральной прессе появилась статья «Гойя в Кологриве?», что послужило наплыву туристов в музей.А некоторое время спустя новая сенсация: в Кологривском музее картина Карла Христиника, русского художника XVIII века, академика живописи, автора портретов Екатерины II , Орлова-Чесменского, А. Давыдова, П. Строганова, А. Муравьева и других известных людей. Да мало ли что еще имеется в запасниках музея.