Некоторые версии о названии города

Старый город Кологрив построен в 1521-1525 г. Город находился на 34 версты выше нынешнего Кологрива, на правом берегу реки Унжи. В начале XVIII столетия он утратил свое значение как оборонительный рубеж и административный центр. В 1727 г. город переносят на левый берег реки, в погост Кичино, туда, где находится Кологрив сейчас.

Центральная площадь

В настоящее время на месте старого Кологрива можно увидеть лесистую гриву, по основанию которой тянется подслудка (крутой берег реки, особенно бугристый называется – «слудка» - В. Даль). Местами в её основании сквозь траву проступают обнажения охристого цвета – это глинистый сланец. Сам берег зарос и труднопроходим. Если подняться на высоту 25-30 метров, можно увидеть под ногами почти отвесный склон. Внизу лежат стволы погибших деревьев, рухнувших вершинами вниз. В самом центре, рядом с большим холмом стояла когда-то церковь Михаила Архангела. Это и есть бывшее село Малый Архангел, где находился старый Кологрив.

Существует несколько версий о происхождении имени города. Одна из этих версий говорит о том, что имя города насчитывает не одну тысячу лет. Оно имеет сакральное, религиозное значение. Именно так звали коня одного из самых могущественных славянских богов – Велеса, создателя и разрушителя вселенной, хранителя времени, вершителя людских судеб.

О древности названия говорит фонема «Коло», оно означает «время» в славянском мировоззрении. И не просто «время», а ось священного времени, которая его держит. «Коло» - это колесо времени. У славян – это «колесо Велеса», у руссов – ариев – «колесо Сварога». Медленно кружится этот коловорот, отмеряя жизнь всего сущего, а конь Кологрива скачет и из-под копыт его летят секунды, часы, годы, столетия…

Тысячи лет назад, на том месте, где потом построили город, носящий имя священного коня, находилось ведическое святилище бога Велеса, и первоначально Кологривом назывался холм, где вечно горел огонь Велеса. Это был священный холм священного времени – отсюда и название «Кологрив» («Коло» - время, «грива» - холм, гора).

Храм Успенья

Существует ещё и такая версия: Согласно Е. В. Честнякову, подлинное название д. Шаблово, уроженцем которой он являлся, - было «Шабала», а именно – «Шамбала». Это название он переводил как «пуп земли», а реку Унжу считал пуповиной, связывающей Шабалу с нынешним Кологривом. В Индии и Цейлонии, начиная с VI в. до нашей эры возводились округлые купольные здания – «ступы». Их круглые террасы назывались «Пуп-ха-дхана». «Пуп-ха» - это терраса для приношения цветов, а «пуп» - цветок. Все это относится к буддийской культуре. Апостолом буддизма был Самбала (Шабала). После III Всеиндийского собора, Самбала был направлен на Цейлон, в северную часть острова, которая называлась Джамбу-Коло. Там стали возводить сооружения, похожие на индийские ступы, где хранились мощи Будды. Мощи назывались – «грива». По цейлонски – «Коло-грива» - это означало у буддистов «священное место».

Aвтор книги «История буддизма на Цейлоне» Е. С. Семека, сказал обо всем вышесказанном следующее: «Фантазии Е. Честнякова требуют специального изучения, поскольку филологически (по анализу корневых словесных основ) они содержат в себе историческую правду о наших корнях, о нашей собственной Масштабной Древности».

Лесные гривы

Есть еще несколько версий о том, откуда пошло название города Кологрива, но более распространенная версия такова: - город построен около лесных грив, это возвышенности, не заливаемые разливами весенней воды. Отсюда и название «Около-Грив». Со временем буква «о» отпала, и город стали называть – Кологрив.

Hosted by uCoz